Визиты к специалистам: дети и подростки с расстройствами аутистического спектра

Raising Children Network

  Для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) посещение стоматолога, врача или парикмахера может представлять определённые сложности. Ниже приведены некоторые стратегии, которые Вы можете использовать перед визитом или во время него, чтобы помочь себе и своему ребёнку пройти через это с наименьшим стрессом.      

   
   Почему визиты к специалистам сложны для детей с расстройством аутистического спектра

  Каждый ребёнок с расстройством аутистического спектра (РАС) уникален. Многие дети с РАС имеют социальные и коммуникативные сложности, предпочитают установленный порядок и обладают повышенной сенсорной чувствительностью. Это означает, что посещение незнакомых мест и визиты к незнакомым людям часто сложны для них. 
   Дети с РАС в основном испытывают сложности с пониманием чужих и выражением своих чувств. Поэтому, когда Ваш ребёнок собирается к специалисту, он может быть расстроен, так как не понимает, зачем это нужно: он может не понимать вопросы, которые ему задают, выражать своё непонимание или беспокойство через поведение. Например, через самостимуляцию, отказ от сотрудничества или агрессию.

  Изменения распорядка также могут представлять большую сложность для детей с РАС. Например, если Вы ведёте своего ребёнка к специалисту в то время, в которое, как ему известно, он должен быть в школе, он может расстроиться. Вы можете заметить, что он задаёт много повторяющихся вопросов или ведёт себя беспокойно.
   Также дети с РАС часто имеют повышенную сенсорную чувствительность к свету, громким звукам или прикосновениям. Поход в людное, возбуждающее место, такое как клиника или парикмахерская, может быть очень сложным для них. Ребёнок может реагировать на сенсорную перегрузку, закрывая уши, плача или пытаясь покинуть помещение.

  Стратегии перед визитом

  Приведённые ниже стратегии могут помочь ребёнку почувствовать себя более комфортно при посещении педиатра, стоматолога или парикмахера. Вы можете использовать их для подготовки Вашего ребёнка к чему-то незнакомому или непонятному. Также возможно применять некоторые из этих стратегий непосредственно во время визита.

  Поговорите со специалистом 
  Перед визитом к педиатру, стоматологу или парикмахеру поговорите со специалистом о потребностях Вашего ребёнка,- этим Вы можете помочь лучше подготовиться и провести качественную работу с ребёнком. В случае отказа специалиста от разговора с Вами до приема ребенка, можно выбрать другого специалиста, поискать человека, у которого был опыт работы с детьми с особыми потребностями.
   Расскажите о повышенной сенсорной чувствительности Вашего ребёнка, если она есть. При возникновении сложностей у ребёнка с пониманием того, что говорят люди, Вы можете упомянуть также и об этом. Например, можете сказать: «Часто помогает, если говорит только один человек, и говорит медленно и чётко, используя простой язык, мягким спокойным голосом».

  Предварительный визит  
Спросите специалиста, можете ли Вы нанести краткий предварительный визит, чтобы Ваш ребёнок мог встретиться со специалистом и увидеть куда он идёт. Вы можете также проехать несколько раз мимо здания, в которое запланирован будущий визит, чтобы напомнить ребёнку о предстоящем визите. Вы можете сказать: «Там парикмахер. Ты пойдёшь туда в среду».

  Выберите время посещения 
  Если Вашему ребёнку сложно ждать или тяжело находиться в людных местах, попытайтесь записаться на первое утреннее время. Если ребёнку нужно время, чтобы предварительно осмотреться, Вы можете попросить, чтобы Вам отвели больше времени. Можете также попросить записать Вас на менее загруженный день недели.

  Используйте социальные истории 
  Социальные истории могут помочь ребёнку понять, что должно произойти. Если у Вас встреча с человеком, который специализируется на РАС, специалист может прислать социальную историю. 
Например, социальная история для посещения парикмахера может выглядеть так: 
  • у всех растут волосы и их надо стричь каждые несколько недель. Обычно, чтобы постричься, все ходят к парикмахеру.
  • Многие люди, которых я знаю, ходят стричься. Например, Сэм; она ходит к парикмахеру каждый месяц и получает хорошую стрижку.
  • В парикмахерской людям моют голову, пока они сидят в специальном кресле, не в ванной как дома. Затем парикмахер просит их пересесть в другое кресло и начинает стричь волосы ножницами.
  • Иногда парикмахер использует заколки во время стрижки. Они издают забавный звенящий звук и могут щекотать, - это нормально. Заколки не причиняют боли.
  • Парикмахер будет болтать со мной пока стрижёт меня, а я могу смотреть на своё отражение в зеркале в это время.
  • Когда моя стрижка будет закончена, я буду выглядеть прекрасно! 
   Постарайтесь встроить возможные изменения в планы. Например: «Возможно, мне придётся подождать какое-то время прежде, чем я увижу врача». Это тоже даёт ребёнку представление о том, чего ждать.
Вы могли бы читать историю с ребёнком каждый день, начав за несколько дней до визита и прочитать ещё раз сразу же после визита.

  Используйте картинки или другую визуальную поддержку 
  Вы можете использовать фотографии, видео, символы, картинки, слова или другую визуальную поддержку, чтобы показать своему ребёнку, что будет происходить на встрече.
   Например, Вы можете сделать визуальное расписание с фотографиями, чтобы показать своему ребёнку, что будет происходить на приёме у стоматолога. Вы можете сфотографировать входную дверь стоматологической клиники, комнату ожидания, кабинет и кого-то, кому лечат зубы. Перед тем, как туда пойдёте, Вы можете показать это визуальное расписание своему ребёнку.
   Вы можете также применять эту стратегию во время визита, чтобы показать своему ребёнку, что будет дальше. Попросите специалиста наклеивать стикер на Ваше расписание после каждого этапа и хвалить Вашего ребёнка.
  Видеомоделирование также может помочь. Вы можете попробовать найти на «YouTube» ролики о посещении стоматолога или парикмахера. Помните о том, что сначала Вы должны просмотреть их сами, чтобы убедиться, что они подходят для Вашего ребёнка.
   Вы можете также использовать картинки-символы в календаре, чтобы Ваш ребёнок знал в какой день он идёт на встречу.

  Читайте рассказы 
  Есть множество рассказов и фильмов, которые могут Вам помочь поговорить о визите к педиатру, стоматологу или в другие места. В некоторых присутствуют такие персонажи, как Даша-путешественница или Элмо. Вы наверняка что-то найдёте в Вашей местной библиотеке.

  Посмотрите на кого-то другого 
  Вы можете помочь своему ребёнку понять, что будет происходить, дав посмотреть сначала на кого-то другого. Например, он может посмотреть на своего брата, сестру или друга во время стрижки. Вам может понадобиться осуществить это несколько раз перед тем, как Ваш ребёнок сможет спокойно оставаться в помещении или садиться в кресло парикмахера.

   Организуйте визит на дом 
   Парикмахер, который приходит на дом, может оказаться хорошей идеей. Вашего ребёнка будут стричь в знакомом месте, без сенсорной перегрузки салона.

   Используйте успокоительное 
   Для некоторых детей, которые испытывают очень сильный стресс во время приёма, стоматологи могут выписать мягкое успокоительное, чтобы помочь им справиться с волнением при лечении. Некоторым детям, которые испытывают очень сильный стресс (и могут случайно навредить себе или окружающим), лечение может быть проведено под общей анестезией.

  Получите профессиональную помощь 
  Некоторым детям может понадобиться более структурированный подход, чтобы помочь им чувствовать себя более комфортно во время приёма. Для этого понадобится разбить визит на несколько маленьких этапов и работать над каждым этапом отдельно.
   Например, этапы посещения парикмахера могут включать в себя сидение в кресле на протяжении пяти минут, мытьё головы, терпение прикосновений ножниц и т.д. Могут быть назначены поощрения, которые ребёнок будет получать каждый раз после завершения этапа. В конце этапы могут быть объединены, чтобы ребёнок мог успешно справиться со всем процессом.
  Этот подход должен осуществляться при участии психолога, опытного практикующего специалиста по Прикладному анализу поведения, сертифицированного поведенческого аналитика или другого специалиста, который имеет опыт реализации поведенческих вмешательств.

   Стратегии во время ожидания

  Ожидание визита к врачу, стоматологу, парикмахеру или другому специалисту может быть скучным и фрустрирующим. Стратегии, приведённые ниже, могут помочь.

  Используйте визуальный таймер 
  Визуальные таймеры могут помочь некоторым детям понять, как долго они будут ждать. Эти таймеры показывают, сколько времени прошло. Вы можете купить таймеры или даже использовать приложение в смартфоне. Однако время ожидания в очереди к педиатру или стоматологу может быть непредсказуемо, так что применяйте эту стратегию с осторожностью.

  Возьмите с собой что-то, чем можно заняться 
  Возьмите с собой «набор для выживания». Он может включать в себя одну или две любимые маленькие игрушки, книгу или аудиокнигу, какую-то любимую музыку или любимую программу на мобильном устройстве, перекус и напиток.
Вы можете также применять эту стратегию во время визита, чтобы отвлечь своего ребёнка и помочь ему чувствовать себя комфортнее.

  Стратегии во время визита

   Если Вы заметите, что Ваш ребёнок перегружен, сделайте шаг назад и подумайте о среде. Есть ли там какие-то специфические сенсорные триггеры? Слишком ли там много разговоров? Дайте своему ребёнку отдохнуть, пока обдумываете стратегию с профессионалом.
Другие стратегии также могут помочь вам во время визита. Они более детально описаны выше:
  • используйте картинки или другую визуальную поддержку;
  • возьмите что-то с собой, чем можно заняться;
  • получите профессиональную помощь.