Один случай из практики: Саша

Мама одного из наших малышей - чудесного Саши - не так давно написала статью о том, как они вместе с Сашей пришли к PECS (система альтернативной коммуникации с помощью карточек).

Она решила поделиться своим опытом с другими мамами особых детей, которые попали в аналогичную ситуацию, а мы, в свою очередь, делимся с вами:

PECS и общественное мнение

Всем привет. Меня зовут Вика и я мама двух детей. Младший Сашка имеет пока неопределенный диагноз в силу возраста, ему пока 2,5 года, но все больше специалистов склоняются к РАС. Впервые об аутизме я прочитала в интернете, когда Сашке было год и 9 месяцев, как сейчас помню тот день, я ехала в метро и читала статью, и в каждом слове узнавала своего ребенка, земля уходила из под ног, хорошо, что я тогда сидела. Тем же вечером я начала перерывать интернет в поисках полезных статей, их оказалось очень много. Тогда я решила полазить по сайтам, где общаются такие же мамочки, как и я, и почитать, как же развиваются у них подобные детки. Думаю, так поступают многие мамы, впервые услышавшие диагноз. Хочется найти поддержку. И вот тут как раз вас могут подстерегать подводные камни. Конечно, интернет хорошая вещь, и форумы придумали не зря, там можно найти и поддержу и даже друзей, но только вы в ответе за своего ребенка и только вы должны разобраться в правильности предоставленной информации.

В самом начале нашего пути я начиталась мамочек про систему альтернативной коммуникации PECS, что это еще больше приводит к задержке речевого развития, что ребенок всю жизнь будет на карточках, что водить их надо не раньше четырех лет и тому подобные высказывания. Все это запало мне в душу, и я решила даже не читать подробно про эту систему. Мои сомнения подкрепил логопед, которая сказала, что PECS в нашем возрасте, да никогда! Ведь у нас же есть все шансы заговорить и без карточек, а они будут только тормозить. На тот момент я думала, что речь и общение это одно и тоже. Теперь я понимаю, что это было моей ошибкой.

Когда Сашке исполнилось 2 года, мы начали занятия в Центре АВА-терапией. Куратор сразу предложила мне начать обучать Сашу системе альтернативной коммуникации PECS. Но я была категорична – нет! Тогда она предложила начать обучать Сашу жестам. Это казалось мне правильным, и я согласилась. И мы даже успешно обучили Сашку одному жесту «пить». Благо было лето, и он быстро понял, как ему легко и просто получать воду. Но дальше этого жеста дело не пошло. Проблема была в том, что он не умел имитировать, соответственно не понимал, что же я от него хочу. На этом этапе мне снова предложили подумать о карточках PECS. И тут во мне зародилось зерно сомнения, может и стоит попробовать. Ведь проблемы в поведении у Сашки оставались, мы его не понимали, он нас тоже, что ему оставалось? Только кричать и плакать. Но мне все равно не хотелось читать умные книжки об этой системе, поэтому я продолжила рыскать по форумам и спрашивать у «особенных» мамочек о PECS. Именно тогда я начала натыкаться и на положительные отзывы о данной системе коммуникации. Кто-то даже начал говорить, используя карточки для общения. И мы приняли решение попробовать.

Зерно сомнения жило во мне еще месяц после начала введения PECS. Я решила не помогать нашему тераписту и куратору, и не использовать карточки дома. Мы носили их только на занятия. И как же я была удивлена, когда Сашка быстро разобрался в первом и втором этапе этой системы и стал использовать карточки с большим удовольствием. Конечно, сначала на картинках были только вкусняшки. Зато он всегда мог попросить, а мы могли понять, что он голоден. Чуть позже появились и игрушки. Дома я всегда клала книгу с карточками повыше, чтобы Сашка не дотягивался и не просил каждую минуту печеньку или хлопья. А в терапии его уже обучили слову «нельзя», и он не брал пищевые стимулы без спроса. Однажды Саша увидел на кухне сок, он побежал в комнату, придвинул стул к столу, залез на него, достал свою книгу PECS, нашел там карточку «сок» и принес мне! Вот это и стало отправной точкой, чтобы поверить в эту систему окончательно, после этого книга всегда находится в доступе Саши. Он прекрасно знает слово «нет» и не реагирует плачем и истериками, если я говорю, что чего-то нет. Он легко может попросить поиграть с ним или полистать его любимый журнал «Автомир». Самым главным нашим достижением стал Горшок. Саша умеет проситься в туалет по-маленькому карточкой PECS. Это просто чудо! В 2 года мы и мечтать об этом не могли, потому что Сашка и не сидел на горшке и орал при одном его виде. Сейчас он спокойно приносит мне или папе карточку, и мы вместе идем в туалет, все при этом рады и счастливы.

Конечно, мы еще только в самом начале освоения этой замечательной системы. Конечно, мы еще маленькие. Но и у нас есть свои маленькие достижения, и, я уверена, они будут и дальше. Возможно, кто-то скажет, зачем так рано? Но я вам отвечу. Зато теперь я понимаю своего ребенка, а он понимает меня. Он знает, что я поняла, чего он хочет, поэтому у него нет повода плакать и биться в истерике. Кроме того, для тех, кто сомневается, что карточки PECS могут затормозить речь, я отвечу. Это совершенно не так. Общение и речь – это разные вещи. Ребенок может уметь говорить, но при этом не уметь общаться. На своем опыте могу сказать, что в 2 года Саша не говорил вообще ни одного слова и даже не пытался их произнести. Сейчас же он умеет звукоподражать и пытается сказать что-то. Да, пока это выходит очень корявенько и по одной букве, но я уверена, мы на правильном пути. Мой совет таким же неопытным мамочкам, как и я. Попробуйте сначала разобраться в системе подробнее, а потом уже решить, подходит она для вашего ребенка или нет. Не повторяйте моих ошибок.

(Статья размещена здесь: http://specialtranslations.ru/konkurs-9/)

Хотелось бы добавить, что Саша за 6 месяцев работы вообще достиг очень больших успехов, о чём красноречиво говорит его тест VB-MAPP (фото ниже: желтым отмечено первое тестирование от августа 2015 г., голубым - второе от февраля 2016г.). И он не останавливается на достигнутом, идёт вперёд и покоряет всё новые высоты.

Можно сказать, вот они, те самые чудеса, ради которых мы все - и сами дети, и родители, и специалисты - дружно трудимся! Это чудо, в какое можно поверить, ведь его можно увидеть, однако, это не волшебство, а очень сложная работа. Но ради таких побед стоит стараться.