Планшеты
могут помочь детям в освоении разговорной речи
Мы часто интересуемся новыми идеями, разными способами коммуникации для наших детей. И вот, для одного из ребят, недавно было принято решение попробовать коммуникативную программу на планшете. В связи с этим, мы начали искать информацию о хороших программах и о помощи планшетов людям с особенностями развития в целом. Наткнулись на очень интересную статью, перевод которой специально для нашего центра в итоге подготовила Светлана Астапова.
Планшеты могут помочь детям в освоении разговорной речи: часто задаваемые вопросы и подсказки от экспертов
Текст, представленный ниже, предложен докторами Конни Казари и Энн Кайзер, наряду с другими членами команды: докторами Шарлотт Мукетти, Стефани Шир из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA) и доктором Кортни Райт из университета Вандербильта.
Планшеты стали причиной некоторого ажиотажа среди семей, воспитывающих детей с аутизмом. Почти каждый человек сегодня, благодаря новейшим технологиям, любит проводить время в соцсетях, и дети с аутизмом не исключение. На основании уникального исследования, финансируемого организацией «Autism Speaks» (исследование высокого уровня риска, высокой эффективности: характеристика процесса познания у невербальных людей с расстройствами аутистического спектра (CCNIA)), исследовательские группы в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA), в институтах Вандербильта и Кеннеди Кригер (Конни Казари, Энн Кайзер и Ребекка Ланда, главные исследователи) протестировали адаптированную к уровню развития программу поведенческого вмешательства для обучения разговорной речи с использованием голосообразующих устройств (SGD), включая планшеты, позволяющих дополнять и обогащать саму разговорную речь.
Это исследование проводилось с участием 62 детей, которые находились под наблюдением в течение девяти месяцев, и выявило, что использование SGD в дополнение к разговорной речи привело к значительно более существенным улучшениям в разговорной речи по сравнению с таким же вмешательством без предоставления доступа к SGD. Эти данные и наш опыт использования SGD в рамках поведенческого вмешательства могут уменьшить родительские страхи по поводу использования планшета для обучения речи и дать определенное направление, каким образом лучше поощрять детей на использование планшетов в дополнение к разговорной речи.
Ниже мы предлагаем некоторые полезные подсказки по использованию планшета для обучения социальной коммуникации, в частности среди детей, которые еще не владеют коммуникацией свободно.
Обычные вопросы, задаваемые родителями об использования планшета их детьми:
Значит ли это, что мы отказались от разговорной речи? Если мы будем использовать планшет, станет ли мой ребёнок зависимым от него и откажется разговаривать?
У нас действительно есть ограниченные данные, что дети отказываются разговаривать или становятся зависимыми от голосообразующих устройств (SGD) для коммуникации. Как бы то ни было, SGD фактически ПОМОГАЮТ детям увеличить количество используемых слов. В нашем исследовании детям были предоставлены SGD в контексте вмешательства, основанного на игре (совместное внимание, символическая игра, вовлечение и порядок; Казари и др. 2008) с чётко поставленными целями по разговорной речи (обогащённое обучение в среде; Кайзер, 1993), которые проговаривались педагогом и одновременно моделировались с помощью SGD, что помогало детям развивать более спонтанное использование разговорной речи. Тем не менее, для повышения способности детей соединять слова и действия в естественной среде было также важно поведенческое вмешательство с упором на социальную коммуникацию. Важно, что слова, которые использовали дети, были не только для запроса чего либо, но также включали комментирование того, что они делали или о чём они думали.
Многие дети, которые учились использованию разговорной речи, снизили свой уровень использования SGD/планшетом с течением времени, потому что произносить слова быстрее, чем использовать SGD/планшет и говорение более доступно. Другие дети использовали планшет для «корректировки» когда взрослый не понимал их речь. Например, если дети нечётко выражают свою мысль в разговорной речи, SGD/планшет может быть использован для перефразирования того, что они сказали, чтобы мысль стала более ясна их социальным партнёрам.
Какие виды приложений могут помочь с коммуникацией?
Приложение, которое мы использовали в исследовании, называлось Proloquo2go. Эта программа представляет собой, основанное на символах устройство речевого вывода для коммуникации, которое может быть запрограммировано в соответствии с вашими потребностями, но оно не бесплатное. Главная характеристика, которая важна для нас в приложении, это гибкость. Чтобы научить вашего ребёнка использовать планшет для коммуникации, программа должна быть достаточно гибкой, чтобы позволить вам подстроить её под навыки и потребности вашего ребёнка.
Некоторые предложения по началу использования вашего планшета для коммуникации (обсудите с вашим педагогом по речи и языку):
Тип визуального ряда, который вы используете, должен зависеть от того какой опыт есть у вашего ребёнка и от его понимания. Понимает ли ваш ребёнок, что символ может представлять реальный объект окружающей среды? Дети могли привыкнуть к использованию символов для высказывания запросов в школе и могли иметь некоторый опыт с системой коммуникации с помощью обмена карточками (PECS). Эти дети, возможно, имеют определённое понимание символов, они знают, что демонстрация символа «вода» приводит к получению реальной воды. Ребёнок, который не знаком с символами, возможно должен начать с использования фотографий предметов, а не их символьных изображений, это поможет ему соотнести то, что он видит на экране планшета с реальными предметами окружающей среды и действиями, которые они представляют.
Экран дисплея – для того, чтобы достичь успеха в использовании планшетной системы коммуникации дети должны иметь возможность просматривать символы на экране и выбирать тот, который им нужен. Дети отличаются по своей способности визуального различения и экран дисплея коммуникативной программы может быть настроен в соответствии с их возможностями. Некоторые дети могут начать с экрана с большим количеством символов и будут видеть разницу между символами, которые выглядят сходно. Другие дети могут начать только с нескольких символов или картинок на экране (2 – 4 символа) и может возникнуть необходимость в сильном различии между этими символами. Это позволит ребёнку начать развитие навыков визуального различения, необходимых для перехода к более сложным вариантам экрана дисплея. Одним из признаков того, что экран слишком сложен для ребёнка, может быть хаотичное касание им символов в попытке коммуницировать. Он понимает, что прикосновение к чему-то на планшете необходимо для коммуникации, но он ещё не понял, что разные символы имеют разные значения. Для таких детей важно упростить визуальный ряд, чтобы они могли научиться обращаться и видеть разницу между разными символами и сопоставлять их с предметами и действиями, о которых они пытаются говорить.
Как мне научить его использовать планшет для коммуникации, а не для просмотров видео на YouTube?
Это и в самом деле сложная задача и это одна из причин, по которым мы также выбрали специальное устройство, такое как Dynavox V для нашего исследования, у которого нет доступа к wifi. Но эти устройства дороги. Dynavox V более чем в 14 раз дороже планшета iPad и достаточно громоздкий для переноски! В нашем текущем исследовании с участием минимально вербальных детей (ACE Network; Казари, Кайзер, Лорд, Смит, Алмиролл и Мёрфи), мы используем исключительно iPad и ставим на нём пароли, чтобы ребёнок не смог получить доступ к YouTube!
Мы также предупреждаем, что имеет значение вид вмешательства, применяемого наряду с планшетом. Некоторые дети сразу поймут, что планшет может помочь им общаться. Но самым минимально вербальным детям понадобится выучить прямые инструкции. Им также нужен контекст, в котором нужно строить общение. Мы использовали вмешательство, которое вовлекало ребёнка в совместную деятельность с целью усилить взаимное сотрудничество, социальную коммуникацию с помощью жестов и разговорной речи.
Ниже мы предлагаем несколько подсказок касательно того как начать беседу:
Вам нужно распланировать игровое время для практики общения с помощью планшета. Если есть такая необходимость, заведите один планшет, который будет использоваться для коммуникации и другой для игр или доступа к интернету. Как вариант используйте другую обложку для того же планшета когда вы используете его для практики коммуникации. Также может помочь назначение определённого времени, когда планшет можно использовать для просмотра видео на YouTube и других игровых приложений если вашему ребёнку нравятся эти функции.
Во время игры с вашим ребёнком выбирайте совместную деятельность, которая действительно нравится вашему ребёнку (например, почитайте вместе книгу, постройте конструкцию из деталей Lego, приготовьте что-нибудь вместе). Будьте гибкими и меняйте деятельность если ваш ребёнок теряет интерес к игре и коммуникации.
Держите ваш планшет неподалёку и заранее настроенным, с иконками, которые относятся к вашей деятельности. Иконки должны включать некоторые существительные (деталь, грузовик, ведро) и некоторые глаголы или слова, обозначающие действия (сложить, разгрузить, разрушить, присоединить). Начните с маленького количества иконок (4-6) и добавляйте ещё по мере того как ваш ребёнок изучит и начнёт использовать эти слова.
Когда наступает ваша очередь, говорите о том, что вы делаете. Если вы ставите деталь Lego на конструкцию, вы можете сказать «деталь присоединить» и затем нажать на иконки на планшете для «деталь» и «присоединить». Ребёнок слышит, как вы говорите это, видит визуальное сопровождение на планшете и слышит как планшет также произносит: «деталь присоединить».
Убедитесь, что планшет находится в зоне доступа ребёнка, там, где он может его видеть и слышать и при необходимости взять и использовать для коммуникации. Моделируйте коммуникацию с использованием планшета, где ваш ребёнок сможет увидеть, как вы используете устройство. Обдумывайте моделирование на планшете заранее и держите руку и палец рядом с устройством пока вы моделируете фразу вербально, чтобы были видны соответствующие иконки на экране устройства.
Важно варьировать вашу речь, используя разные слова и сопоставляя ваши слова с игрушками и действиями, которые может видеть ребёнок. Тем не менее, мы также знаем, что важна речь на языковом уровне вашего ребёнка. Мы используем правило «плюс один». Если ваш ребёнок в речи обычно использует одно слово, тогда вам нужно повторять его слово и добавлять ещё одно. Если он говорит: «мячик», вы можете сказать: «мячик катится», например. Если он говорит: «хочу печенье», вы можете сказать: «хочу шоколадное печенье».
Когда вы будете моделировать, используя планшет, ребёнок будет часто имитировать вас. Вам, возможно, не понадобится подсказывать ребёнку как использовать планшет. Тем не менее, некоторым детям понадобится ваша помощь в нажатии иконок на планшете. Вы можете использовать подсказку «рука в руке» для совместного включения планшета. Следуйте за ребёнком, повторяя на планшете то, что он говорит и добавляйте ещё одно слово к его высказыванию. Если ваш ребёнок что-то просит, убедитесь, что вы предоставили ему запрашиваемый предмет (печенье) наряду с добавлением дополнительного слова к его просьбе.
Важно обратить внимание на комментирование моделирования (“большая башня”, “мы строим”) и создание возможности для вашего ребёнка комментировать в дополнение к созданию возможностей просить. Большинство детей с аутизмом обучаются просить, но испытывают больше трудностей с комментированием. Одна из наших находок, сделанных в исследовании CCNIA была в том, что у детей увеличилось количество комментариев, которые они делали, таких как, “забавно”, “машина разбилась” и “малыш спит.”