РАС

и сенсорная чувствительность

Некоторые дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) могут быть более чувствительными, чем это бывает обычно, к раздражителям окружающей среды, таким как шум, свет, одежда или температура. Другие дети с РАС могут иметь сниженный уровень чувствительности. Способ, которым вы можете помочь ребёнку, будет зависеть от того как ваш ребёнок реагирует на то, что он чувствует в мире вокруг себя.

О сенсорной чувствительности и расстройствах аутистического спектра

Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) могут быть гиперчувствительными или гипочувствительными к шуму, свету, одежде или температуре. Их чувства: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус могут воспринимать или слишком много или слишком мало информации из окружающей среды вокруг них.

Типично развивающиеся дети тоже обладают сенсорной чувствительностью, но обычно перерастают это. У детей с РАС проблемы с чувствительностью чаще длятся долго, хотя с течением времени всё же имеют тенденцию уменьшаться.

Не все дети с РАС обладают сенсорной чувствительностью, но некоторые дети могут обладать ею сразу в направлении нескольких чувств.

Когда дети с РАС сверхчувствительны или слишком остро реагируют на сенсорный опыт, это называется гиперчувствительностью. Эти дети могут закрывать уши, услышав громкие звуки, или есть еду только определённой консистенции.

Когда дети недостаточно чувствительны или недостаточно сильно реагируют на раздражители окружающей среды, это называется гипочувствительностью. Эти дети могут носить плотную одежду в жаркий день или постоянно тереться руками и ногами о некоторые предметы.

У некоторых детей могут быть обе проблемы гиперчувствительность и гипочувствительность для разных чувств или даже для одного. Например, они могут быть сверхчувствительны к некоторым звуковым частотам и недостаточно чувствительны к другим.

Такого рода сенсорные проблемы могут привносить дискомфорт в жизнь детей с РАС. Слишком большой объём сенсорной информации может быть утомительным, в то время как слишком маленький объём информации может быть недостаточным для того, чтобы ребёнок мог понимать мир вокруг себя.

Признаки сенсорной чувствительности

Внешние признаки сенсорной чувствительности варьируются в зависимости от того является ли ваш ребёнок гиперчувствительным или гипочувствительным. Вот некоторые примеры разных вариантов сенсорной чувствительности:

• Зрение: ваш ребёнок может любить яркие цвета или жмуриться в солнечный день.

• Осязание: ваш ребёнок может любить ощущения от различных текстур, тереться руками и ногами о некоторые предметы или не любить ярлыки на внутренней стороне одежды.

• Вкус: ваш ребёнок может быть разборчив и придирчив к еде, есть еду только определённой консистенции/цвета или он может любить еду с сильным запахом, такую как лук и оливки.

• Обоняние: ваш ребёнок может нюхать всё подряд или жаловаться на запахи.

• Слух: ваш ребёнок может быть не в состоянии выдержать нахождение в шумной среде, закрывать уши, чтобы приглушить громкий шум или же наоборот, может иметь постоянную потребность слушать музыку.

• Чувство тела в пространстве: ваш ребёнок может как бы «набрасываться» на других людей или стоять на ноге другого человека.

• Чувство равновесия: ваш ребёнок может иметь неустойчивое равновесие или быть очень подвижным.

• Чувство движения: ваш ребёнок может двигаться неуклюже и непродуманно.

• Температура: ваш ребёнок может хотеть носить тёплую одежду в жару или не чувствовать холода и носить шорты зимой.

• Боль: ваш ребёнок может игнорировать травмы, запоздало на них реагировать или же наоборот реагировать слишком сильно даже на лёгкие повреждения.

Оказание помощи ребёнку с сенсорной чувствительностью

Что делать, чтобы помочь ребёнку с сенсорной чувствительностью зависит от того, как ребёнок реагирует на окружающую среду.

Если ребёнок легко перегружается впечатлениями из внешней среды, вы можете попробовать следующее:

• Организуйте «тихое место», куда ваш ребёнок сможет пойти, когда чувствует перегрузку.

• Дайте ребёнку дополнительное время для восприятия ваших слов.

• Знакомьте ребёнка с новыми местами в спокойное время, постепенно увеличивая время пребывания в этих местах во время последующих визитов.

• Попробуйте использовать для ребёнка наушники, чтобы помочь с чувствительностью к звукам.

• Обговаривайте с людьми заранее потребности вашего ребенка, если вы идёте куда-то. Они могут отрегулировать какие-то моменты для облегчения пребывания ребёнка в их обществе. Например, если вы устраиваете своему ребёнку игровую встречу, вы можете попросить провести её в знакомом ему месте. Вы можете поискать кинотеатры, в которых проводятся «сенсорно щадящие» кинопоказы.

Если ваш ребёнок нуждается в более интенсивной стимуляции от окружающей среды, вы можете попробовать следующее:

• Организуйте дополнительное время для игры вне дома.

• Дайте ему игрушки, которые дают дополнительную сенсорную стимуляцию, такие как тесто для лепки или мягкий мячик.

• Выделите определённое время днём для прослушивания музыки или прыжков на батуте.

• Говорите с ребёнком громко и утрированно если он игнорирует звуки.

Осознание боли

Некоторые родители детей с гипочувствительностью говорят, что их дети иногда как будто не чувствуют боли. Например, дети могут не замечать, что предмет слишком горячий или не реагируют на то, что типично развивающиеся дети находят болезненным (перелом руки при неудачном падении).

Мы не так много знаем о том, как дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) обрабатывают болевые сигналы, но дети с РАС кажется, воспринимают боль не так как другие дети. Может быть и так, что они показывают, что им больно не так как это делают другие дети.

Оказание помощи детям, которые недостаточно осознают боль

Если кажется, что ваш ребёнок не чувствует боли или обладает сниженной чувствительностью к боли, есть несколько способов помочь:

• Расскажите ребёнку какие предметы горячие, а какие холодные. Вы можете попробовать наклеить ярлыки на предметы у себя дома, обозначающие «горячее» или «холодное» с использованием слов или символов, таких как огонь и лёд.

• Поговорите с врачами вашего ребёнка: врачи опираются на такие подсказки как выражения лица или действия, чтобы определить испытывает ли ребёнок боль. Им важно знать ощущает ли ваш ребёнок боль как-то иначе.

• Держите опасные предметы в недоступном для ребёнка месте. Закрывайте острые углы и накрывайте горячие предметы, такие как плита, сразу после использования. Это может помочь.

Получение помощи по проблеме сенсорной чувствительности

Эрготерапевты обучены помогать детям в осуществлении взаимодействия с окружающей средой, включая работу с сенсорной чувствительностью при выполнении задания, развитие моторной координации и чувства равновесия. Они также могут вам помочь при разработке соответствующих стратегий работы с ребенком, если он занимается самостимуляцией.

Диетологи и логопеды могут помочь, если у ребёнка есть чувствительность к вкусам и запахам, что также может вызвать проблемы с едой.

Если вы думаете, что некоторые сенсорные проблемы возникают, потому что ребёнок плохо видит, вы можете проверить зрение ребёнка у офтальмолога. Так же как другие дети, ваш ребёнок с РАС может иметь проблемы со зрением.

Если ваш ребёнок игнорирует звуки и человеческую речь, вы можете проверить его слух у сурдолога. Это поможет вам решить проблемы со слухом.

Если поведение ребёнка наносит вред ему или другим людям, лучше обратиться за консультацией к профессионалу. Первым шагом может стать обращение к вашему педиатру или психологу.