Семь советов по приучению к туалету, которые помогут невербальным детям с аутизмом

Мы ищем помощи в приучении к туалету нашего семилетнего сына. Его речь очень ограничена”

Примечание редактора: Следующая информация не предназначена для диагностики или лечения и не должна в случае необходимости заменять личную консультацию с квалифицированным медицинским работником и/или психотерапевтом.
 

Сегодня в рубрике “Есть вопросы?” ответы дают психологи Кортни Апонт и Дэниэл Мрузек из медицинского центра Университета Рочестера, одного из 14 центров помощи при аутизме в сети организации Autism Speaks.

Отличный вопрос! У многих детей с аутизмом освоение навыков использования туалета занимает больше времени, чем обычно. Эта задержка может быть по многим причинам.

* У многих детей с аутизмом присутствует общая задержка развития. То есть, они просто осваивают новые навыки медленнее, чем другие дети.

* Многим детям с аутизмом очень сложно нарушить давно установившийся порядок, в данном случае использование подгузника. К тому же, в течение дня относительно немного возможностей практиковать приучение к туалету, поскольку не так уж много раз ребёнку действительно нужно «сходить в туалет».

* Проблемы с коммуникацией, такие как ограниченная речь вашего сына, очевидно, добавляют сложностей многим детям, находящимся в спектре аутизма.

* Также, детям с аутизмом свойственна повышенная тревожность в вопросах использования туалета.

Например, некоторые дети с проблемами в коммуникации не поймут вопроса: «Ты хочешь в туалет?». Также, они могут не знать, как ответить на него или сообщить другим образом, что им нужно в туалет.

Даже средства невербальной коммуникации могут представлять сложность для детей с аутизмом. Многие родители рассказывают нам, что их дети не подают обычных сигналов о потребности сходить в туалет. Таких как, скрещивание ног, хватание себя или даже классический «туалетный танец». Другими словами, эти дети могут «сходить без предупреждения», усложняя воспитателю задачу своевременного высаживания ребёнка.

Хорошей новостью является то, что мы нашли ряд стратегий, которые могут помочь детям с аутизмом справиться с задачей освоения туалетных навыков. Прежде чем мы приступим к их описанию, мы хотим напомнить вам об очень полезном ресурсе, находящемся по приведённой ниже ссылке:

Autism Speaks ATN/AIR-P набор средств для туалетного тренинга. Доступен для бесплатного скачивания здесь.

А теперь вернёмся к нашим любимым стратегиям приучения к туалету:

1. Когда речь заходит о коммуникации: чем меньше, тем лучше! Используйте понятные и простые картинки или визуальные подсказки, такие как представленный ниже визуальный ряд из набора средств организации Autism Speaks.


Визуальное расписание






Используйте визуальные подсказки, сопровождая их демонстрацию простыми и ясными комментариями, чтобы ребёнку было проще понять ваши ожидания. Например, скажите: «Пора в туалет» вместо вопроса “Ты хочешь сходить сейчас в туалет?”

Мы обнаружили, что эффективнее всего, когда родители одновременно дают словесное указание и предоставляют визуальную подсказку, сразу провожая ребёнка в туалет без дополнительных дискуссий или с небольшими комментариями.

2. Не задерживайте переход к трусикам! Переводите своего ребёнка на использование трусиков как можно скорее. Мы понимаем, что это пугающий шаг для многих родителей. Но мы обнаружили, что это очень важно. Давайте смотреть правде в глаза, современные подгузники и подгузники-трусики могут слишком хорошо впитывать мочу. В результате, ваш ребёнок может даже не понять, что он пописал. Перевод вашего ребёнка на использование трусиков поможет ему связать мочеиспускание в трусы с дискомфортом от мокрой кожи.

3. Не суетитесь при промахах. Если у вашего ребёнка случается «авария», постарайтесь минимизировать обсуждение, задабривание, упрашивание, поддразнивание или другую суету, которая может привести к непредусмотренному результату подкрепления поведения. Вместо этого, коротко напомните, что в следующий раз ждёте от своего ребёнка, что он воспользуется туалетом, когда у него возникнет такая необходимость. Затем, приведите ребёнка в порядок, по возможности, без помпы и обсуждений. Поберегите своё внимание для того случая, когда ваш ребёнок воспользуется или попробует воспользоваться туалетом.

4. Награждайте желаемое поведение. Подберите несколько видов деятельности, игрушек или маленьких угощений, которые мотивируют вашего ребёнка. Приберегите их для награждения ребёнка за успехи в использовании туалета, и только для награждения за успехи в использовании туалета. Если ваш ребёнок не сможет получить эти поощрения больше никаким образом, это увеличит вероятность того, что он начнёт трудиться упорнее над достижением успеха.

Важно предоставлять поощрения как можно скорее после результативного использования туалета ребёнком. Не ждите! Мы обнаружили, что быстрое предоставление поощрения способствует ускорению освоения навыков.

Помните о визуальной поддержке. Например, вы можете добавить карточку с изображением поощрения в визуальное расписание действий, связанных с использованием туалета или применить табличку «Сначала - Потом», чтобы проиллюстрировать концепцию «Сначала ходишь в туалет и потом получаешь поощрение». (См. пример ниже)

Изображение предоставлено центром детского развития «Время для будущего»



На ранних этапах тренинга, награждайте каждое маленькое достижение, даже маленькую каплю мочи. Это важное поведение, которое вы сможете потом выстраивать во время последующих походов в туалет.

5 Используйте поощрения для коммуникации. Иногда поощрения могут помочь вам донести свои ожидания до ребёнка. Это особенно важно для детей, у которых возникают сложности с пониманием правила «если, то…».

Например, ваш ребёнок может не понять: «Если ты пописаешь в горшок, ты получишь iPad на 5 минут». Он сможет достичь большего, если вы увеличите возможности для успеха и поощрения. Как? Попробуйте следующее:

1. В день, когда вы оба дома, увеличьте объём выпиваемой им жидкости. Это увеличит ваши шансы результативно сводить его в туалет. Поощряйте каждую каплю!

2. Ищите закономерности (паттерны) промахов ребёнка. Может помочь запись времени и места каждого случая в течение нескольких дней. Вы можете начать видеть какие-то закономерности. Например, вы можете обнаружить, что он часто писает примерно через 30 минут после того как выпьет стакан воды, молока или другого напитка. Используйте эту информацию для составления расписания походов в туалет с учётом времени, когда успех наиболее вероятен.

3. Помните о том, что поощрения должны выдаваться незамедлительно и последовательно. Это увеличивает вероятность того, что ребёнок сможет установить взаимосвязь между пописами и получением поощрения.

6. Давайте ребёнку возможность для коммуникации. Особенно важно помочь ребёнку с ограниченными речевыми возможностями сформировать сигнал о необходимости похода в туалет. Когда ребёнок каждый раз, как вы его отводите в туалет, успешно им пользуется, настаёт время научить его простому способу, как сказать вам, что ему нужно в туалет.

Подумайте об обучении ребёнка использованию визуальной поддержки, такой как картинка с изображением унитаза. Подумайте о том, чтобы прикрепить картинку к его ремню или петле для пуговицы, чтобы он с лёгкостью смог указать на неё. Или если ваш ребёнок использует коммуникативное устройство, вы можете добавить туда изображение унитаза, чтобы он мог нажать на него и дать вам слышимый сигнал.

В идеале вы хотите, чтобы он подавал эти сигналы, когда чувствует наполнение мочевого пузыря. Это может помочь вам медленно увеличить количество раз, когда вы ведёте его в туалет без подсказок. Другими словами, вы должны дать ему возможность понять, что представляет собой наполненный мочевой пузырь и затем испытать облегчение от писания в унитаз. Как нам всем известно, это чувство облегчения может быть «естественным» поощрением за использование туалета.

По мере того как понимание ребёнком ощущений наполненности мочевого пузыря и кишечника растёт, он может начать подавать более очевидные знаки того, что мочевой пузырь полон. Вы можете начать видеть, что ребёнок стал раскачиваться, трогать себя, производить больше вокализаций или подавать другие знаки того, что он готов к походу в туалет.

Иногда ребёнок может просто пристально посмотреть на вас или в направлении туалета, когда он или она захочет им воспользоваться. Для родителей, учителей и других воспитателей очень важно развить чувствительность к таким «подсказкам» и немедленно поддержать ребёнка в использовании выбранного способа коммуникации. Здесь может быть применена любая методика, которая лучше работает, например, передача вам картинки с изображением унитаза или нажатие на иконку с изображением унитаза на устройстве воспроизводства речи.

Определённо, стоит вознаградить вашего ребёнка за любую попытку коммуникации.

7. Если нужно, обратитесь за помощью к специалистам. Как родителям, нам часто бывает не лишним услышать мнение профессионала и получить свежий взгляд на ситуацию, которая может быть для многих непростым опытом.

Если проблемы с приучением к туалету остаются, несмотря на ваши усилия, мы надеемся, что вы не преминете обратиться за личной помощью к психотерапевту, специализирующемуся на аутизме или к другим практикующим врачам. (Для поиска ближайшего к вам центра помощи при аутизме сети Autism Speaks, кликните здесь.)


Мы желаем вам и вашему сыну всего самого наилучшего и спасибо за ваш прекрасный вопрос!