Обучение ребёнка одеваться

Raising Children Network

  Умение одеваться, это важный навык, который необходимо освоить детям и который может даться им нелегко. Вы можете заложить необходимую основу пока ваш ребёнок ещё совсем малыш вместо того, чтобы помогать ребёнку одеваться последующие несколько лет.

  Почему ребёнку нужно освоить навык самостоятельного одевания

  Представьте себе обычную утреннюю спешку, вы должны были выйти ещё пять минут назад, а ваш ребёнок всё ещё надевает свои носки. Неудивительно, что одеть ребёнка самому кажется самой простой и быстрой опцией.

  Однако, ребёнку нужно научиться это делать самому. Умение самостоятельно одеваться придаёт уверенности, увеличивает самостоятельность и дарит осознание своего успеха. К тому же, когда ваш ребёнок преуспеет в этом мастерстве, у вас будет одной заботой утром меньше!

  Умение одеваться включает в себя больше составляющих, чем просто надевание и снятие одежды. Оно помогает ребёнку развить многие другие навыки, такие как:

  • мелкая моторика, при застёгивании пуговиц и молний

  • крупная моторика, при стоянии на одной ноге во время надевания штанов

  • когнитивные навыки, поскольку необходимо помнить какую одежду надевать сначала, также здесь развивается терпение и внимание, которые необходимы для завершения задачи

  • Речь для называния видов одежды, цветов и размеров

  • Чувство времени и пространства, поскольку необходимо научиться одеваться для разных событий и погодных условий.

 

  Обучение ребёнка одеваться: основы

  Обучение умению одеваться требует терпения, настойчивости и практики от вас и от ребёнка.

  Также, навык включает в себя понимание нюансов, необходимых для того, чтобы правильно одеться, таких как:

  • Выбор одежды в соответствии с временем суток, погодой и делами, запланированными на этот день. Балетная пачка может быть не самой подходящей одеждой для пешей прогулки!

  • Принятие решения о том, что надеть сегодня – футболку с динозавром или футболку с грузовиком?

  • Надевание и снятие одежды и обуви

  • Застёгивание пуговиц или молний, поправление воротника и пояса для большего удобства.

 

  Начало обучения навыку одевания

  Часто у маленьких детей начинает формироваться представление об одежде, когда они снимают простые для снятия предметы туалета, такие как носки, туфли или шапки. Иногда они пытаются снова надеть эти предметы. Вы можете начать развивать это представление, называя предметы одежды, которые ребёнок снял и части тела, на которые надеваются эти предметы.

  Вы можете начать вовлекать своего ребёнка в процесс одевания, предоставляя ему ограниченный выбор одежды и называя предметы одежды по мере надевания их на ребёнка.

 Когда вы решите, что настало время для вашего ребёнка действительно начать обучаться этому навыку, не помешает иметь под рукой предметы одежды, простые для надевания. Например, такие как:

  • Свободные штаны с эластичным поясом, которые хороши ещё и в случае приучения ребёнка к туалету или если ребёнок не умеет застёгивать молнии и пуговицы

  • Одежда на липучке или с крупными пуговицами и петлями

  • Джемперы, футболки и нижнее бельё с логотипом или картинкой спереди, чтобы помочь ребёнку с работой над навыком определения передней и задней стороны

  • Одежда, в которой ребёнку легко и комфортно двигаться.

 

  Пошаговое обучение умению одеваться

  Разбивка на шаги

 Одевание может состоять из множества мелких шагов, например, надевание нижнего белья, затем футболки, штанов, носков и туфель.

  Также, вы можете разбить процесс одевания на шаги в зависимости от навыков и возраста именно вашего ребёнка. Например, вы можете разбить на шаги процесс надевания штанов следующим образом:

  1. Положить штаны правильной стороной вверх.

  2. Взять штаны за переднюю сторону пояса.

  3. По очереди вставить ноги в штанины, удерживая штаны на весу.

  4. Подтянуть штаны.

  Проговаривайте с ребёнком каждый шаг, чтобы дать ему понять, что делать и вовлечь его в процесс. На ранних этапах достаточно простых слов или фраз, например, «Надень рубашку!». Вы можете говорить более развёрнутые фразы по мере развития речи у ребёнка, например, «Просунь свою руку в рукав!».

 

     Обучение в обратном порядке

  Хороший способ обучения ребёнка навыку одевания, это разбивка каждой задачи на маленькие шаги и обучение его этим шагам, начиная с последнего. Когда он освоит последний шаг задачи, начните обучать его второму шагу с конца, затем третьему и т.д.

  Например, в процессе надевания штанов вы можете помочь ребёнку расположить их правильной стороной вверх, придерживать их за пояс и просовывать ноги ребёнка в штанины. Затем, научите ребёнка последнему шагу, самостоятельному подтягиванию штанов до талии.

  Когда ребёнок сможет сделать это, научите его просовывать ноги в штанины и затем подтягивать штаны. Вы можете продолжить работать над шагами в обратном направлении пока ваш ребёнок не освоит их все и не сможет надевать штаны самостоятельно.

  Большим преимуществом данного подхода является то, что часто самым большим поощрением за выполнение этого процесса является его завершение и ребёнок быстрее начнёт получать это поощрение если начнёт обучаться с последнего шага.

  Когда ваш ребёнок почти умеет одеваться самостоятельно, вы можете проверить понимает ли он последовательность, задав вопрос: «Что ты должен надеть сначала?» Если он не может вспомнить, вы можете напомнить ему, чтобы запустить процесс

  Если ваш ребёнок испытывает сложности, желание оказать ему помощь может оказаться большим соблазном. Дайте ему возможность разобраться самостоятельно и поощряйте за старания. Ребёнок действительно станет более уверенным в себе, когда сможет делать это самостоятельно. Постарайтесь приходить на помощь только когда она действительно нужна.

 

    Подсказки для помощи ребёнку в одевании

  Если вы можете быть позитивным и поддерживающим, ваш ребёнок с большей вероятностью захочет сотрудничать. Так что, постарайтесь не скупиться на похвалы даже если ребёнок надел штаны задом наперёд! Ниже приведены несколько практических подсказок, которые могут помочь:

 

    Расчёт времени

  Постарайтесь выделить достаточное количество времени на процесс одевания. Если вашему ребёнку требуется 20 минут, для того, чтобы одеться, не пытайтесь уложиться в 10 минут. Если вы часто спешите, когда одеваетесь утром, хорошей идеей может быть выбор одежды вместе с ребёнком накануне.

   Тренируйтесь одеваться, когда никуда не спешите и не устали. Когда вы спешите, давайте своему ребёнку простые задачи и помогать с задачами сложными.

 

 

   Выбор соответствующей одежды

 Позвольте вашему ребёнку выбирать из пары вариантов, например, между двумя футболками. Ребёнок более старшего возраста может уметь выбирать одежду самостоятельно.

  Говорите о погоде, когда выбираете одежду с ребёнком. Спрашивайте его жарко ли или холодно, светит солнце или идёт дождь.

   Научите ребёнка различать грязную и чистую одежду, например, «грязная одежда в корзину для грязного белья, и мы не носим её, пока она снова не окажется в ящике». Вы может использовать какие-то простые правила, например, о том, что нижнее бельё и носки нужно менять каждый день.

 

   Облегчение процесса

   Удобно усадите ребёнка для выполнения задач с одеванием. Для некоторых детей может быть проще сидеть на полу, чем на стуле или кровати.

   Храните одежду в ящиках и комодах, которые ребёнок может с лёгкостью открыть. Наклейте стикеры на ящики с изображением или написанным названием вида одежды, хранящейся в этом ящике.

   Носите одежду, у которой легко можно различить переднюю и заднюю стороны.На переднюю сторону можно наклеить картинку, а на заднюю ярлык.

   Сначала учите раздеваться. Это проще, чем процесс одевания, для которого требуется больше координации, планирования и осознания собственного тела. Умение самостоятельно раздеваться повысит уверенность ребёнка в себе.

 

     Обучение детей с ОВЗ или задержкой развития

  Некоторые дети с ОВЗ или задержкой развития могут испытывать сложности с процессом одевания. Некоторые дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) обладают повышенной сенсорной чувствительностью, что усложняет процесс освоения навыка в связи с тем, что им может быть непросто переносить прикосновения разных материалов к коже.

   Если у вас возникли сложности при обучении ребёнка с ОВЗ или задержкой развития, вам может помочь квалифицированный специалист, работающий с такими детьми. Специалист может разработать индивидуальную стратегию для вашего ребёнка по освоению навыка одевания или предложить приспособления, которые могут облегчить процесс.

 

 

  Информация адаптирована из следующего источника: Dunn Klein, M. (1983). Pre-dressing skills (rev. edn). Tucson: Communication Skill Builders.