Эффективность применения системы коммуникации с помощью обмена картинками (PECS) в коммуникации и речи у детей с расстройствами аутистического спектра: мета-анализ

 

  Флиппин М., Резка С., и Уотсон Л.Р. (2010). Эффективность применения системы коммуникации с помощью обмена картинками (PECS) в коммуникации и речи у детей с расстройствами аутистического спектра: мета-анализ. Американский журнал по логопедии, 19, 178-195.

 

  Одобрено: Кэтлин Моран
  Колледж Колдуэлл

 

  Почему эта тема?

 Система коммуникации с помощью обмена картинками (PECS) основана на принципах прикладного анализа поведения, популярного подхода к обучению детей с аутизмом общаться, выбирая картинки и передавая их коммуникативному партнёру. В связи с недостаточным количеством систематических обзоров результатов эффективного применения стандартного протокола PECS для коммуникации и речи у детей с аутизмом, целью настоящего обзора является проведение мета-анализа (метода статистического комбинирования результатов разных исследований) для интеграции исследовательских находок в имеющуюся литературу по PECS.

    Что сделали исследователи?

 Исследователи рассмотрели и объединили одиннадцать исследований, опубликованных в английских рецензируемых журналах. Включённые в анализ статьи были опубликованы между 1994 и 2009 годами и отбирались в четырёх различных базах данных. Исследователи использовали разные комбинации четырёх понятий для поиска (PECS, аутизм, система коммуникации с помощью обмена картинками и Бонди и Фрост). Исследователи включили в анализ только те статьи, в которых шла речь, как минимум об одном участнике, являющемся ребёнком с аутизмом.

    Что обнаружили исследователи?

 Исследователи пришли к заключению, что PECS, это эффективная система помощи детям с аутизмом, дающая им возможность общаться, используя картинки. Тем не менее, доказательства того, что PECS помогает освоить детям вокальную речь не так сильны, возможно потому что качество и количество исследований возникновения речи было недостаточным для получения чёткого характера результатов. Исследователи также определили три характеристики детей, которые могут быть предварительными указателями того, каким детям с аутизмом скорее всего подойдёт PECS: ограниченная моторная имитация, внимательность к характеристикам объектов, и ограниченное совместное внимание.

 Каковы были сильные стороны и ограничения в исследовании? Что означают результаты?

  Несмотря на то, что PECS, хорошо исследованная система по сравнению с остальными системами коммуникативного вмешательства, этот обзор следует рассматривать с учётом того, что всё ещё было проведено мало контролируемых эмпирических исследований, оценивавших PECS, особенно возникновение речи в результате использования этой системы. Также, если PECS приводит к возникновению вокальной речи, из доступных исследований неясно, какой из компонентов системы ответственен за это развитие. Другим ограничением в этих исследованиях является то, что не было произведено измерений того, как точно применялась система PECS. Также, вызывает обеспокоенность то, что исследования не дали чётких доказательств того, что речь детей и коммуникация с помощью картинок поддерживались и обобщались от учебной среды к новой обстановке при использовании PECS.

  Сильные стороны этого обзора включают в себя продуманные процедуры поиска исследований и выборки информации из них. Например, исследователи составили таблицы с общей итоговой информацией по специфике каждого исследования, результатам, определению исключённых исследований и причинам исключения и привели ссылки на все исследования (исключённые и включённые). Также, они провели обратный поиск и перекрёстный поиск результатов по статьям, перечисленным на официальной странице исследований PECS. Также, в начале исследования был включён краткий обзор PECS.

  Дальнейшие исследования должны включать в себя оценку результатов, связанных с развитием речи вследствие применения PECS, увеличение документации по согласованности процедур в разных исследованиях, оценках обобщения и поддержки PECS, сравнение PECS с альтернативными методами и проверку потенциального влияния характеристик ребёнка перед началом вмешательства.

 

  Справочная литература

 

  Moran, K. (2012). Research review: The effectiveness of the picture exchange communication system (PECS) on communication and speech for children with autism spectrum disorders: A meta-analysis. Science in Autism Treatment, 9(2), 23.