ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ПРОВЕДЕНИЯ ДОСУГА

ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ПРОВЕДЕНИЯ ДОСУГА

ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ПРОВЕДЕНИЯ

ДОСУГА

 

Какое-то время назад я проводила обсуждение рекомендаций, которые я все время даю семьям в отношении общих проблем, с которыми сталкиваются новые клиенты.

  Частой проблемой, про которую я слышу от родителей, является: «мой ребенок весь день занимается самостимуляцией», «он просто ходит по дому, запихивая в рот все подряд», «она просто сидит в гостиной и смотрит в окно». Все эти проблемы говорят об отсутствии навыков проведения досуга.

   Навыками проведения досуга являются те навыки, интересы и хобби, которые для большинства из нас несут функцию разгрузки, расслабления или простого получения удовольствия. Это важные жизненные навыки. В программе ABA иногда бывает легко сосредоточиться на освоении навыков и заполнении пробелов в развитии и упустить общую картину. Почему 3-летнему нужно знать, как развлекаться без участия или вовлечения взрослых? Потому что однажды ему будет 19. Что он будет делать, когда ему будет скучно, или мама и папа будут заняты? Ходить кругами? Стоять на кухонном столе? Или он сможет подойти к шкафу с игрушками, достать игру «Scrabble» и составить предложения с использованием фишек с буквами?

   Для меня моими основными навыками проведения досуга, к которым я прибегаю, являются приготовление пищи, видеоигры или общение с друзьями в Интернете. Если я одна, скучаю, расстроена, взволнована или заканчиваю работу, мне не нужен кто-то, чтобы дать мне задание или вытащить меня из хандры. Я могу подумать о том, что мне хочется, заняться этой деятельностью и самостоятельно завершить ее.

   Итак, время вопросов: «Можете ли вы сказать то же самое о своем ребенке с аутизмом? Когда ваш ребенок скучает, что он делает? Когда вы не можете предоставить внимание своему ребенку, может ли он развлечь себя? Когда ваш ребенок заканчивает одно действие, может ли он самостоятельно начать другое?»

  Еще одна причина, по которой я часто рекомендую учить навыкам проведения досуга, - это малыши, которые проводят свое время, занимаясь повторяющимся поведением в течение всего дня, например, шагают, бегают вверх и вниз по лестнице, крутятся на стульях, выстраивают игрушки, жуют пальцы и т.д. Недавно я проводила наблюдение за новым клиентом, это была девочка, которая все 2 часа пока я наблюдала за ней, делала круги вокруг обеденного стола. Она обходила стол на цыпочках, останавливалась и смотрела на меня, прыгала несколько раз и повторяла все заново. Ее родители заявили, что если оставить ее без присмотра, она будет заниматься этим ритуалом весь день. Я смотрю на такую ситуацию, и для меня это похоже на огромный неоновый мигающий знак, который гласит: «Научите меня навыкам проведения досуга!»,

  Поэтому, прежде чем мы перейдем к тому, как научить ребенка навыкам проведения досуга, позвольте мне прояснить несколько заблуждений. Во-первых, просто потому, что вы считаете игру/действие/игрушку приятной для вашего ребенка, это не значит, что он тоже так считает. Поймите, что навыки проведения досуга, вероятно, должны будут повторяться и подкрепляться, прежде чем вы увидите, что ваш ребенок начинает спонтанно и самостоятельно выбирать игру или игрушку для своих действий. Во-вторых, неуместное поведение должно быть подвергнуто гашению или помещено в условия дифференциального подкрепления альтернативного поведения для обучения ребенка навыкам проведения досуга. Не пытайтесь конкурировать с потиранием рук, хождением на цыпочках или блужданием и заставлять своего ребенка играть с вами в монополию - вы проиграете. Вместо этого подкрепляйте то, что вы хотите, чтобы он делал (садитесь и играйте в игру) и игнорируйте, блокируйте или перенаправляйте то, что вы не хотите, чтобы он делал (шагать вверх и вниз по коридору). Наконец, системные подсказки, это ваши друзья. Если я работаю с ребенком, который привык проводить свои дни, играясь в кухонной раковине и напевая, я не могу ожидать, что он сразу же сможет сыграть со мной в 30-минутную игру «яблоки к яблокам». Это совершенно нереально. Начните с такого уровня ожиданий, на котором ваш ребенок может достичь успеха. Например, принесите игру «яблоки к яблокам», и подкрепляйте сидение и тихое поведение, а затем установите таймер на 5-10 секунд. Давайте ребенку подсказку о необходимости играть в игру с вами, и когда таймер зазвонит, это будет означать окончание игры. Постепенно увеличивайте количество времени, в течение которого ребенок должен участвовать в игре, и постепенно уменьшайте предлагаемые вами подсказки.

  Вот несколько стратегий для обучения соответствующим навыкам досуга, чтобы заменить неприемлемое проблемное поведение:

  1. Начните учить этой концепции, используя простые коробки для занятий или «коробки для самостоятельной деятельности» и ставя простые или освоенные цели. Например, у вас есть коробка для самостоятельной деятельности, заполненная мелками и вырезанными фигурами. Установите таймер и предложите ребенку раскрасить фигуры. Когда таймер зазвонит, уберите коробку для самостоятельной деятельности. Постепенно увеличивайте время и вводите новые или неизвестные задачи. Также, будет полезно оборудовать зону в вашем доме, где ребенок может сидеть и заниматься досуговой деятельностью, такой как книги, пазлы, пузыри, настольные игры, карточные игры и т.д.
  2.   Используйте визуализацию «Сначала/Потом», чтобы помочь ребенку понять, что он должен выполнить непредпочтительную задачу для доступа к предпочитаемому предмету/задаче. Или: «Сначала ты садишься и раскрашиваешь, потом ты можете пойти играть». Как только ребенок поймет концепцию «Сначала/Потом», создайте визуальное расписание предпочитаемых и не предпочитаемых занятий. Например: «Перекуси. Свободное время, 2 минуты. Поиграй на улице. Свободное время, 4 минуты. Поиграй на планшете».
  3. Учите самостоятельному выполнению этого навыка с самого начала. Сократите количество подсказок и свою вовлеченность, как только можете. Старайтесь давать подсказки только с помощью молчаливых жестов или давайте подсказки, стоя за спиной ребенка. Помните, что в конечном итоге вы хотите, чтобы ребенок самостоятельно выполнял эти досуговые действия.
  4. Используйте панель визуального выбора, чтобы позволить ребенку выбрать, какое действие он хочет выполнить. В частности, для непослушных детей, выбор вариантов проведения свободного времени сделает процесс намного более плавным.
  5. Предоставляйте избыточное подкрепление для участия в соответствующей досуговой деятельности, такой как просмотр книги или собирание пазла. Не предоставляйте внимания в сочетании с переключением, когда ребенок занимается самостимуляцией или повторяющимся поведением.
  6.  Предоставляйте ребенку несколько возможностей в час выбрать досуг, и измените среду, если вам нужно. Если любимый вид активности вашего ребенка - планшет, то теперь доступ к планшету ограничен, пока он не выполнит 2 досуговых действия. Уберите планшет или заблокируйте его паролем и используйте визуальные подсказки, чтобы помочь ребенку понять, когда он сможет получить планшет. (например, «Сначала свободное время. Затем, планшет).