Виды вмешательств при работе с детьми с аутизмом и анализ их эффективности, часть 1
Виды вмешательств при работе с детьми с аутизмом и анализ их эффективности. Часть 1
В этой статье мы рассмотрим различные методы работы с детьми с аутизмом
Ч. 1. Психологические, образовательные и терапевтические вмешательства
Что требует больше исследований
Что не работает или не проверено
Ч. 2. Биомедицинские вмешательства
Что работает или требует больше исследований
Что не работает или не проверено
Психологические, образовательные и терапевтические вмешательства
Что работает
· Прикладной анализ поведения (АВА)
Описание: Специалисты, практикующие прикладной анализ поведения (АВА) стремятся улучшить социально значимое поведение, используя вмешательства, основанные на принципах теории обучения и оцененные в экспериментах с использованием надежных и объективных измерений. Методы ABA предназначены для поддержки людей с расстройствами аутистического спектра разными способами:
Увеличить определенные проявления поведения (например, выполнение заданий или социальные взаимодействия) и обучить новым навыкам (например, жизненным навыкам, навыкам общения или социальным навыкам);
Поддерживать поведение (например, самоконтроль и процедуры самоконтроля для поддержания и обобщения социальных навыков, связанных с работой);
Обобщать или переносить поведение из одной ситуации или реакции на другую (например, от выполнения заданий в ресурсной комнате до выполнения в классной комнате);
Ограничить или сузить условия, при которых возникает мешающее поведение (например, изменение среды обучения); и
Уменьшить мешающее поведение (например, самоповреждения или стереотипия).
Краткое содержание исследований: Многие исследования показывают, что АВА-терапия эффективна в увеличении частоты проявления поведения и обучении новым навыкам (Национальный центр аутизма [NAC], 2015; Wong и др., 2014, 2015). Кроме того, многие исследования показывают, что АВА-терапия эффективна в снижении проблемного поведения (NAC, 2015). В ряде исследований также указывается, что при интенсивном вмешательстве (более 20 часов в неделю) и в начале жизни (начиная с возраста до 4 лет) АВА может привести к значительному улучшению показателей развития и снижению потребности в специальных услугах (Reichow, 2012); однако для подтверждения результатов, полученных при интенсивном раннем вмешательстве, необходимы обширные исследования с сильными дизайнами исследований.
Рекомендации: АВА является эффективным вмешательством для многих людей с расстройствами аутистического спектра. АВА вмешательства должны контролироваться квалифицированными поведенческими аналитиками.
Список методов ABA
Было доказано, что многие вмешательства ABA эффективны, но некоторые все еще нуждаются в дополнительных исследованиях. Ниже указан список методов без указания эффективности, что выходит за рамки данной статьи.
- Формирование поведенческой цепочки
- Предоставление инструкций с помощью компьютера
- Описание поставщиков услуг
- Предоставление прямых инструкций
- Обучение Методом Дискретных Проб
- Раннее Интенсивное Поведенческое Вмешательство/Терапия
- Безошибочное обучение
- Функциональная оценка/анализ
- Обучение функциональной коммуникации
- Случайное обучение
- Моделирование
- Обучение родителей
- Тренинг по социальным навыкам с участием сверстников
- Краткий обзор применения системы коммуникации посредством обмена изображениями (PECS)
- Тренинг ключевых реакций/Парадигма естественного языка
- Точное обучение/Обучение беглости
- Рекомендации групп экспертов и государственных целевых групп
- Системы подкрепления
- Сценарий/Процедуры изменения характеристик сценария
- Самоуправление
- Шейпинг
- Инструкции для малых групп
- Вмешательство Ловааса/Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе
- Вербальное поведение/Прикладное Вербальное поведение
- Видеомоделирование
· Раннее Интенсивное Поведенческое Вмешательство/Терапия
Описание: Раннее интенсивное поведенческое вмешательство или терапия (EIBI или EIBT) представляет собой 20-40 часов в неделю индивидуального обучения для детей с аутизмом, которые начинают терапию в возрасте четырех лет или младше и которые обычно продолжают в течение 2-3 лет. Модель Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе — это одна модель EIBI, в которой основное внимание уделяется обучению в домашних условиях с использованием метода дискретных проб. Другие модели обеспечивают обучение в классах; некоторые делают акцент на других методах обучения, а не на обучении методом дискретных проб, например, на случайном обучении
Краткое содержание исследований: Ряд научных исследований указывают на то, что EIBI может привести к значительному улучшению показателей развития и снижению потребности в специальных услугах. Однако, поскольку в исследованиях участвовало небольшое количество участников и были другие конструктивные ограничения, существует необходимость в больших исследованиях этого вмешательства с сильными дизайнами исследований.
Рекомендации: В целом, EIBI является очень многообещающим вмешательством со значительной научной поддержкой. Необходимы дополнительные исследования с более обширными выборками для изучения таких переменных, как интенсивность и продолжительность.
Что требует больше исследований
· Аугментативная и альтернативная коммуникация (AAC)
Описание: Относится к методам коммуникации для улучшения или замены традиционных форм общения (разговорный язык). Лица со значительными проблемами в сфере коммуникативных навыков могут полагаться на дополнительные коммуникационные системы для выражения своих потребностей, желаний и чувств. Доступны различные системы аугментативной коммуникации, в том числе жесты, язык жестов, обмен изображениями (например, PECS), указывание на изображения и электронные устройства с голосовым выводом. Каждая система имеет уникальные преимущества и недостатки, поэтому окончательный выбор системы должен основываться на полной оценке. Такая оценка должна учитывать существующие навыки человека, его / ее потребности в общении и навыки, необходимые для взаимодействия с другими.
Краткое содержание исследований: Исследования показывают, что AAC может улучшить коммуникативные навыки у детей с расстройствами аутистического спектра, которые имеют ограниченные или отсутствующие навыки вербального общения, при этом методы обучения ABA используются для обучения AAC.
Рекомендации: Применение методов ABA для обучения AAC является подходящим вмешательством для детей с аутизмом, которые имеют ограниченные или отсутствующие коммуникативные навыки.
· Когнитивная терапия
Известно, что когнитивная реабилитация эффективна при лечении психоневрологических состояний, таких как шизофрения, синдром дефицита внимания с гиперактивностью и черепно-мозговая травма. Этот подход также может быть полезен для людей, у которых диагностировано расстройство аутистического спектра (РАС), поскольку у этих людей на протяжении всей жизни наблюдается когнитивный дефицит, особенно при обработке сложной социальной и несоциальной информации.
· Терапии развития
Описание: Терапии развития, также называемые социально-прагматическими вмешательствами, предназначены для поощрения социальной коммуникации и других социальных взаимодействий. Терапист или родитель ставит перед собой задачу создать для ребенка мотивирующие действия, реагировать на то, что делает ребенок (например, имитировать или комментировать действия, которые выполняет ребенок), и поощрять постоянное взаимодействие вокруг этих действий (например, игра по очереди, запросы, жесты или перенос взгляда с действия на взрослого).
Примеры: Денверская Модель; Обучение посредством среды доязыковых реакций (RPMT), социальная коммуникация, эмоциональное регулирование и поддержка переключений (SCERTS).
Краткое содержание исследований: Терапии развития считаются широко приемлемым подходом вмешательства (Национальный исследовательский совет, 2006). Тем не менее, только несколько исследований проверили эти вмешательства.
· Денверская Модель
Описание: Денверская модель дошкольного развития была первоначально разработана в 1980-х годах в Колорадском центре наук о здоровье, чтобы предложить учебную программу, основанную на развитии ребенка, с акцентом на символическое мышление, общение и социальное/эмоциональное развитие для детей с аутизмом. Совсем недавно модель была адаптирована для малышей с расстройствами аутистического спектра. Эта адаптация, названная Денверской моделью раннего развития, объединяет подходы к развитию с обучающими стратегиями прикладного анализа поведения.
Краткое содержание исследований: Оригинальная Денверская модель не была проверена в хорошо разработанных исследованиях. В 2010 году было проведено рандомизированное контролируемое исследование Денверской модели раннего развития (ESDM). Были сопоставлены две группы детей: одна группа получила терапию ESDM; другая группа получила различные услуги, предоставляемые обществом. Группа, получающая терапию ESDM, продемонстрировала некоторое улучшение показателей когнитивных навыков и симптомов аутизма по сравнению с группой, получающей услуги, предоставляемые обществом. Однако до настоящего времени эти модели не сравнивались с комплексными ранними моделями интенсивного поведенческого вмешательства.
Рекомендации: Эти модели должны быть представлены профессионалами в лучшем случае как предварительные и необходимо, чтобы семьи, которые рассматривают это вмешательство, тщательно оценивали его, особенно если ребенок не получает других методов лечения.
· Социальная коммуникация, эмоциональное регулирование и поддержка переключений (SCERTS)
Описание: Модель SCERTS предназначена для улучшения социальной коммуникации между родителем и ребенком с расстройством аутистического спектра. Родителей или учителей учат организовывать среду и создавать у ребенка искушение начать общение во время повседневных дел.
Краткое содержание исследований: На сегодняшний день нет исследований с сильными дизайнами исследований, оценивающими, является ли модель SCERTS эффективным, комплексным вмешательством. Рекомендации: Важными последующими шагами для исследования модели SCERTS являются репликации независимых исследователей и сравнение с установленными ранними моделями интенсивного поведенческого вмешательства.
· Терапия Развития Отношений (RDI)
Описание: Терапия Развития Отношений - это программа вмешательства, предлагаемая для терапии при расстройствах аутистического спектра. Основная задача Терапии Развития Отношений - научить родителей и других людей мотивировать и давать возможность людям, страдающим аутизмом, испытывать динамические социальные отношения с помощью «занятий по социальному и эмоциональному развитию», таких как дублирование выражений лица, показанных на рисунках.
Краткое содержание исследований: На сегодняшний день нет исследований с сильными дизайнами исследований, оценивающими, является ли модель Терапии Развития Отношений эффективным вмешательством.
Рекомендации: Исследователям стоит провести исследования с сильным научным дизайном для оценки Терапии Развития Отношений.
· Построение отношений с учетом уровня функционального эмоционального развития и индивидуальных особенностей (DIR) Floor Time (метод Гринспена)
Описание: В «методе Гринспена», «DIR» или «Floor Time» взрослый стремится вовлечь ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС), следуя его руководству во время игровых действий, которые отражают интересы ребенка. Взрослый стремится расширить или развить деятельность ребенка.
Краткое содержание исследований: На сегодняшний день нет исследований с сильными дизайнами исследований, оценивающими, является ли DIR эффективным вмешательством.
Рекомендации: Важной областью для будущих исследований является оценка DIR в исследованиях с сильным дизайном исследования.
· Музыкальная терапия
Описание: Относится к применению музыки с целью улучшения функционирования. Состоит из терапевтического использования музыки для решения сложностей в сфере поведенческих, социальных, психологических, коммуникативных, физических, сенсомоторных и/или когнитивных функций. Музыкальный терапевт вовлекает клиентов в пение, слушание, движение, игру на инструментах и творческую деятельность систематическим, предписанным образом, чтобы влиять на изменение целевых реакций или поведения и помогать клиентам в достижении индивидуальных целей и задач.
Краткое содержание исследований: Предварительные данные свидетельствуют о том, что музыкальная терапия может быть эффективной для улучшения функционирования (Kaplan и Steele, 2005; Whipple, 2004), но этот подход не был оценен в исследованиях с сильным дизайном исследования.
Рекомендации: Исследователям стоит провести исследования с сильным научным дизайном для оценки музыкальной терапии.
· Проект TEACCH (Лечение и образование аутичных детей и детей-инвалидов с проблемами в коммуникации)
Описание: В TEACCH дети и взрослые с расстройствами аутистического спектра получают индивидуальные инструкции в классе, разработанные с учетом стилей обучения, характерных для расстройств аутистического спектра. Например, поскольку визуальные навыки имеют тенденцию быть более продвинутыми, чем вербальные навыки, инструкции могут быть представлены на рисунках, а не на словах, и задачи могут иметь визуальные подсказки (например, двигаться, чтобы показать место, куда нужно положить предмет, изображения каждого шага задачи, и т.д.). Поскольку шум в классе или обращения со стороны сверстников могут отвлекать или вызывать негативные реакции, люди с расстройствами аутистического спектра часто работают на индивидуальных рабочих местах, а не с одноклассниками, хотя обучение в небольших группах также происходит. Поскольку переходы от одного занятия к другому могут быть затруднены, у людей с расстройствами аутистического спектра может быть высоко структурированный график, размещенный на их рабочих местах.
Краткое содержание исследований: На сегодняшний день нет исследований с сильными дизайнами исследований, оценивающими, является ли TEACCH эффективным вмешательством. В некоторых школьных системах TEACCH рассматривается как приемлемый подход.
Рекомендации: Важной областью для будущих исследований является оценка TEACCH в исследованиях с сильным дизайном исследования, где группа, получающая терапию, сравнивается с контрольной группой, которая получает только интенсивное поведенческое вмешательство. Методика TEACCH должна быть представлена профессионалами как непротестированная и необходимо, чтобы семьи, которые рассматривают это вмешательство, тщательно оценивали его.
· Занятия по социализации
Описание: Посещение уроков в сообществе, чтобы дать ребенку возможность участвовать в групповых мероприятиях и взаимодействовать с другими детьми. Классы социализации отличаются от интегрированных дошкольных учреждений, где терапевтические и специальные образовательные услуги предоставляются в типичном учебном классе.
Примеры: Класс Mommy and Me, Gymboree, или Частное дошкольное учреждение
Краткое содержание исследований: Занятия, связанные с социализацией, могут быть приятным развлечением, позволяющим обобщать навыки, полученные в ходе терапии или школьных программ. Однако их эффекты не были оценены в научных исследованиях с сильными дизайнами.
Рекомендации: Связанные с социализацией занятия могут быть приятным досугом для людей с расстройствами аутистического спектра. Они также могут предоставить возможности для социализации, особенно если сверстники, которых учили преподавать в качестве наставников или моделей, доступны во время занятия.
· Группы по развитию социальных навыков
Описание: Терапевтические сеансы, которые обеспечивают дидактическое обучение детей с аутистическим спектром и социальным навыкам.
Примеры: Обучение социальным навыкам, Теория тренировки разума, программа летнего лагеря.
Краткое содержание исследований: Предварительные данные указывают на то, что высокофункциональные дети с расстройствами аутистического спектра, которые участвуют в группах по развитию социальных навыков, могут повысить свою осведомленность о социальных сигналах и понимание того, как правильно взаимодействовать со сверстниками, но им может быть трудно научиться применять эти знания в контексте повседневных ситуаций. Рекомендации: Важной областью для будущих исследований является оценка групп по развитию социальных навыков в исследованиях с сильным дизайном исследования.
· Социальные истории
Описание: Письменная история, которая «точно описывает контекст, навыки, достижения или концепцию в соответствии с 10 определяющими критериями» (Carol Grey Social Stories). По словам сторонников, это история, которая написана, чтобы помочь человеку понять социальные ситуации, например, понять, почему важно прикрывать рот, когда вы чихаете, оставлять другим личное пространство или чистить зубы.
Краткое содержание исследований: Есть смешанные доказательства эффективности социальных историй. Многочисленные исследования показали, что они эффективны, и Национальный проект стандартов классифицировал основанные на истории вмешательства как установленную процедуру для повышения социальных навыков и снижения проблемного поведения. Тем не менее, множество других обзоров исследования показали, что подтверждающие доказательства являются недостаточными или сомнительными.
Рекомендации: Специалисты должны представлять социальные истории как имеющие ограниченную научную поддержку, и поощрять семьи, которые рассматривают это вмешательство, рассмотреть другие процедуры с более сильной научной поддержкой в дополнение.
· Рекреационные виды спорта/Физические упражнения
Описание: Посещение спортивных занятий, таких как плавание, гимнастика или боевые искусства, чтобы дать ребенку возможность развивать спортивные навыки и общаться, участвовать в групповых мероприятиях и взаимодействовать с другими детьми.
Примеры: антецедентное упражнение, игровые группы, Brain Gym
Краткое содержание исследований: Занятия рекреационными видами спорта могут быть здоровым и приятным времяпрепровождением, дающим возможность обобщать навыки, полученные в терапевтических или школьных программах. Тем не менее, их влияние на поведение, связанное с расстройством аутистического спектра (РАС), не было оценено в научных исследованиях с сильным дизайном.
Рекомендации: Занятия рекреационными видами спорта могут принести пользу для здоровья, могут быть приятным досугом для людей с расстройствами аутистического спектра, а в некоторых случаях могут помочь предотвратить проблемное поведение, такое как агрессия. Спорт также может предоставить возможности для социализации, особенно если сверстники, которых учили преподавать в качестве наставников или моделей, доступны во время занятия.
· Прикладное вербальное поведение
Описание: Вербальное поведение - термин, введенный Б.Ф. Скиннером для описания поведенческого подхода к овладению языком у людей с типичным развитием. Подчеркивается, что коммуникация - это поведение, которое следует тем же законам и принципам, что и другие формы поведения. В своей книге «Вербальное поведение» Скиннер ввел и описал новые термины для обозначения языковых процессов с поведенческой точки зрения (например, Манд, Такт, Интравербализация). Хотя Скиннер не обсуждал меры по содействию развитию языка для детей с расстройствами аутистического спектра, многие специалисты недавно начали применять концепции Скиннера для разработки учебных процедур для этих детей и назвали их процедуры «вербальное поведение» или «прикладное вербальное поведение».
Краткое содержание исследований: Процедуры обучения, основанные на анализе вербального поведения Скиннера, были разработаны для увеличения частоты вокализаций у ранее невербальных детей, но исследования эффективности этих процедур дали неубедительные результаты.
Рекомендации: Процедуры обучения, основанные на анализе вербального поведения Скиннера, могут быть эффективными для обучения некоторым навыкам общения детей с аутизмом.
Что не работает или не проверено
· Анималотерапия
- Дельфинотерапия
- Лечение при помощи домашних животных
Описание: Терапия с участием детей, взаимодействующих с животными.
Примеры: Лечебная верховая езда, дельфинотерапия или терапия при помощи домашних животных
Краткое содержание исследований: Не было никаких научных исследований анималотерапии в работе с люьми с расстройствами аутистического спектра.
Рекомендации: Исследователям стоит провести исследования с сильным научным дизайном для оценки анималотерапии. Методика анималотерапия должна быть представлена профессионалами как непротестированная и необходимо, чтобы семьи, которые рассматривают это вмешательство, тщательно оценивали его.
· Арт-терапия
Описание: Относится к применению искусства с целью улучшения функционирования. Сторонники считают, что арт-терапия создает визуальные образы, которые могут представлять мысли и чувства и могут использоваться, чтобы помочь людям выразить мысли и чувства, которые могут быть слишком трудными для устного выражения.
Краткое содержание исследований: Не было никаких научных исследований арт-терапии в работе с людьми с расстройствами аутистического спектра.
Рекомендации: Исследователям стоит провести исследования с сильным научным дизайном для оценки арт-терапии.
· Обучение слуховой интеграции (AIT)
- Метод Томатис
- Метод Бернарда
- Fast Forward
- Earobics
Описание: Обучение слуховой интеграции - это вмешательство, при котором поставщик услуг идентифицирует звуки, к которым участник считается чрезмерно или недостаточно чувствительным. Затем музыка с выбранными высокими и низкими частотами представляется участнику через наушники. Определенные частоты, такие как те, к которым участник чрезмерно или недостаточно чувствителен, могут быть полностью или частично отфильтрованы из музыки. При обучении слуховой интеграции речевые звуки расширяются или удлиняются (то есть представляются медленнее, чем в обычной речи), а затем сжимаются по мере развития учащегося.
Примеры: Метод Томатис, Метод Бернарда, Earobics, FastForward, Бинауральная технология битов
Краткое содержание исследований: Несколько небольших исследований обучения слуховой интеграции получили смешанные результаты, причем некоторые исследования показали преимущества, а другие не смогли этого сделать (Sinha, Silove, Wheeler и Williams, 2005). Дополнительные исследования необходимы для более точной оценки обучения слуховой интеграции.
Рекомендации: Исследователям стоит провести крупные исследования с сильным научным дизайном, чтобы получить более убедительные доказательства того, эффективен ли метод обучения слуховой интеграции или нет.
· Терапия привязанности
- Нежное обучение
Описание: Мероприятия, предназначенные для облегчения привязанности или связи между людьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) и лицами, осуществляющими за ними уход.
Краткое содержание исследований: Терапия привязанности не оценивалась в хорошо спланированных научных исследованиях детей с РАС, хотя одно исследование предполагает, что Нежное Обучение может быть бесполезным для детей с другими нарушениями развития (Mudford, 1995).
Рекомендации: Исследователям стоит провести исследования с сильным научным дизайном для оценки терапии привязанности.
· Облегченная коммуникация
Описание: Вмешательство, при котором поставщик услуг держит руки участника, запястья или кисти, чтобы помочь ему написать сообщения на клавиатуре или на доске печатными буквами. Поскольку облегченная коммуникация требует помощи от ассистента, она отличается от самостоятельного набора или использования компьютеризированного устройства для помощи в общении.
Краткое содержание исследований: Научные данные, собранные по нескольким сотням детей с расстройствами аутистического спектра, показывают, что посредники, а не люди с расстройствами аутистического спектра контролируют общение и что ОК не улучшает языковые навыки (Mostert, 2001). Следовательно, ОК является неподходящим вмешательством для людей с расстройствами аутистического спектра.
Рекомендации: Облегченная коммуникация не является полезным вмешательством для людей с расстройствами аутистического спектра.
· Очки (см. Зрительная Терапия)
· Холдинг-терапия
Описание: Вмешательство, при котором воспитатель держит ребенка очень крепко и очень плотно, при этом спокойно с ним разговаривая. Воспитатель не может прекратить удержание, пока ребенок не «сдастся» и самопроизвольно заглянет в глаза воспитателю. Затем воспитатель смотрит ребенку в глаза и каким-либо образом проявляет нежность.
Краткое содержание исследований: Не было никаких научных исследований холдинг-терапии в работе с людьми с расстройствами аутистического спектра.
Рекомендации: Исследователям стоит провести исследования с сильным научным дизайном для оценки холдинг-терапии.
· Орально-моторная тренировка/терапия
- Метод Кауфмана
- Подсказки для реструктуризации мышц полости рта (PROMPT)
- Метод Розенфельда-Джонсона
Описание: Орально-моторная тренировка включает в себя массаж или тренировку десен, губ или лицевых мышц, чтобы улучшить артикуляцию речевых звуков и увеличить или уменьшить чувствительность рта или лица к прикосновению.
Примеры: Метод Кауфмана, PROMPT (подсказки для реструктуризации мышц полости рта), метод Розенфельда-Джонсона
Краткое содержание исследований: Некоторые орально-моторные методы лечения, такие как метод Розенфельда-Джонсона, включают неречевые действия, такие как дуть в трубу. Такие методы были описаны как нелогичные, потому что они не включают орально-моторные движения, необходимые для поддержки речи, и потому что предварительные исследования предполагают, что они неэффективны (Lof, 2007). Другие методы терапии, такие как PROMPT, включают в себя формирование орально-моторных движений наряду с речевыми звуками. Одно небольшое исследование показывает, что орально-моторная терапия, PROMPT, может быть эффективной в установлении ранних языковых навыков у невербальных детей с аутизмом (Rogers et al., 2006). Тем не менее, ни о каких других исследованиях метода PROMPT не сообщалось.
Рекомендации: Исследователям стоит провести исследования с сильным научным дизайном для оценки орально-моторной тренировки. Неречевые орально-моторные терапии в настоящее время не рекомендуются.
· Паттернинг
Описание: Паттернинг - это серия упражнений, направленных на улучшение «неврологической организации» неврологических нарушений у ребенка. Требуется, чтобы эти упражнения выполнялись в течение многих часов в течение дня несколькими лицами, которые манипулируют головой и конечностями ребенка в соответствии с образцами, предназначенными для имитации пренатальных и постнатальных движений детей с нарушениями.
Краткое содержание исследований: Не было никаких научных исследований метода паттернинга в работе с людьми с расстройствами аутистического спектра.
Рекомендации: Исследователям стоит провести исследования с сильным научным дизайном для оценки метода паттернинга.
· Психоаналитическая и гуманистическая игровая терапия
Описание: Психоаналитическая и гуманистическая игровая терапия, разработанная такими клиницистами, как Бруно Беттельгейм и Вирджиния Акслайн, предполагает, что пациент с расстройствами аутистического спектра играет с терапевтом. Считается, что игровые действия раскрывают прошлые конфликты или травмы, которые пережил индивид, и терапевт создает благоприятную среду, чтобы побуждать индивида раскрывать все больше и больше этих конфликтов или травм и развивать связь с психотерапевтом.
Краткое содержание исследований: Многие исследования показали, что расстройства аутистического спектра не вызваны прошлыми конфликтами или травмами (Cantwell и Baker, 1984). Приписывание расстройств аутистического спектра таким конфликтам или травмам может заставить родителей или других лиц, осуществляющих уход, чувствовать вину, даже если они не сделали ничего плохого (Schopler, 1971).
Рекомендации: Психоаналитическая игровая терапия не является полезным вмешательством для людей с расстройствами аутистического спектра.
· Метод быстрой подсказки (RPM)
Описание: В методе быстрой подсказки (RPM) практикующие специалисты пытаются компенсировать предполагаемую сенсорную перегрузку и апраксию у детей с РАС, постоянно говоря и запрашивая ответы, чтобы дети удерживали внимание. Они могут прикреплять письменные принадлежности к детским запястьям и предлагать детям писать сообщения.
Примеры: Метод быстрой подсказки, Soma, Алфавитная Терапия
Краткое содержание исследований: Не было никаких научных исследований метода быстрой подсказки в работе с людьми с расстройствами аутистического спектра.
Рекомендации: Исследователям стоит провести исследования с сильным научным дизайном для оценки метода быстрой подсказки.
· Сенсорная интегративная терапия (сенсорная интеграция, СИ или СИТ)
Описание: Вмешательство, при котором участник получает сенсорную стимуляцию с целью улучшения внимания и когнитивного функционирования, и одновременного снижения разрушительных или повторяющихся форм поведения. Краткое содержание исследований: Хотя сенсорная интегративная терапия была популярным вмешательством для людей с расстройствами аутистического спектра с 1970-х годов, рецензенты пришли к выводу, что «исследований так мало, что нельзя сделать выводы» (Dawson и Watling, p. 419).
Рекомендации: Важной областью для будущих исследований является оценка сенсорной интеграции в исследованиях с сильным дизайном исследования.
· Сенсорно-моторная терапия
Описание: Сенсорно-моторная терапия основана на предположении, что дети с расстройствами аутистического спектра (1) недостаточно чувствительны или чрезмерно чувствительны к повседневным видам, звукам и другим событиям в окружающей среде (2) имеют двигательную апраксию - трудность реагирования на сенсорные воздействия, несмотря на то, что есть желание и физическая способность сделать это; или (3) им трудно понять ощущение своего тела в пространстве (дефицит проприоцепции).
Примеры: Нейроразвивающая терапия, паттернинг. См. Также разделы «Терапия слуховой интеграции», «Облегченное общение», «Метод быстрой подсказки», «Терапия сенсорной интеграции» и «Зрительная терапия».
Краткое содержание исследований: Нет никаких научных исследований метода паттернинга или нейроразвивающей терапии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Рекомендации: Исследователям стоит провести исследования с сильным научным дизайном для оценки сенсорно-моторной терапии, такой как паттернинг.
· Программа Son-Rise® (Варианты)
Описание: Программа Son-Rise® была разработана и зарегистрирована под торговой маркой Barry и Samahria Lyte Kaufman десятки лет назад. Программа предлагает учебные занятия для родителей и других лиц по вопросам реализации домашних программ для детей с широким спектром ОВЗ. Основным принципом программы Son-Rise является то, что родители должны выражать позицию «полного принятия» своего ребенка, включая все его формы поведения.
Краткое содержание исследований: Не было никаких научных исследований программы Son-Rise в работе с людьми с расстройствами аутистического спектра.
Рекомендации: Исследователям стоит провести исследования с сильным научным дизайном для оценки программы Son-Rise.
· Зрительная терапия
- Линзы Ирлен
- Очки
- Упражнения для глаз
- Быстрая терапия для глаз
- Линзы Ambient
- Хомутовые призмы
Описание: Выполнение профессиональных упражнений для глаз для коррекции проблем с особенностями зрительного восприятия. Некоторые также применяют этот термин к использованию специальных очковых линз отдельно или в сочетании с упражнениями для глаз. Некоторые специалисты могут порекомендовать линзы с призмами (иногда называемые линзами Каплана), в то время как другие могут порекомендовать линзы с фильтром или тонированные линзы (иногда называемые линзами Ирлен).
Примеры: Упражнения для глаз для повышения зрительного внимания, экспресс-терапия для глаз, линзы Ирлен. Линзы Ambient, или хомутовые призмы, очки, которые назначают для улучшения «зрительного внимания»
Краткое содержание исследований: Упражнения для глаз могут быть полезны для лечения определенных проблем со зрением, таких как косоглазие (затруднение координации движений двух глаз для совместной работы), недостаточная конвергенция (затруднение поворота глаз внутрь, чтобы сосредоточиться на близлежащем объекте). Тем не менее, нет никакой известной связи между такими проблемами и расстройствами аутистического спектра.
Рекомендации: Исследователям стоит провести исследования с сильным научным дизайном для оценки зрительной терапии.
Окончание - во второй части (обзор биомедицинских методов).